Параноик явно увлекся идеями кампучийского коммуниста Пол Пота, истово мечтает об уничтожении городов на Земле. "Мыслитель галактического масштаба", который очевидно не понимает того, что сам же и пишет. Сам "мыслитель" почему-то живет в городе, хотя мог бы поехать в любую деревню на выбор и жить там. Хотя там, в деревне работать надо и много, а это явно не для нашего вечного тунеядца и лоботряса, работа у него - "удел рабов".
Города.
С учётом того, что я примерно понимаю, чем всё закончится, мне хотелось бы отдать дань уважения самой идее городов. Содержательная сторона замысла строительства городов может быть выражена кучерявыми фразами - Вольный город, Град лучезарный. Имеется ввиду преодоление необходимости тяжёлого труда в борьбе за выживание, создание пространства свободы и творчества. То, что сейчас называют работой и что по факту является формой рабства, которое пытаются приручить, одомашнить, в принципе не входит в концепцию симбиоза многоэтажных домов из красного кирпича и сосен, янтареющих на закате. Скученность - тоже из другой оперы. Но имеем то, что имеем: ёмкости для ночлега, суету, облагораживание рабства.
От самой идеи Вольного города за версту несёт средними веками, запахом тёплой речной воды и тумана над лугом, что за городскими воротами, хотя и тогда эта концепция разбавлялась сточными канавами. А теперь, после вырождения идеи городов, да ещё на подходе к пику численности человечества (более 50% которого живёт в городах уже лет 20 как) становится очевидным необходимость обрушения и перезапуска проекта. При этом я продолжаю оставаться в рамках адекватного восприятия мира и склонен видеть в городском укладе как таковом подавление биологических начал человеческого существа, что неминуемо ведёт к расшатыванию психики, росту болезней ЖКТ и сердечно-сосудистых (реакция на избыточные ограничения и стресс). И всё же города, раз они подавляют в человеке биологическое начало, хотя бы для приличия могли бы давать человеку то, для чего они предназначены - свобода творчества, научное развитие. Но и здесь - неувязка вышла. Города превратились в хищные стены, которые пожирают людей, выжимая из них прибыль, разжигая в них непомерные желания обогащения и превосходства, вынуждая их крутиться, как белка в колесе.
В мире пик обрушения городов придётся,вероятно, на середину третьего тысячелетия (2500 год нашей эры), а в России этот процесс развивается прямо сейчас. В первой четверти 20 века и позднее Россия неистово рвалась из деревни в город. К моменту образования Советского Союза в 1922 году где-то в районе 17% населения жило в городах, а к моменту распада, к 1992 году, в городах жило уже 66% населения страны. Четырёхкратный рост доли городского населения всего лишь за одно столетие. Сейчас 75% населения России живёт в городах. Шли к этому через катастрофу коллективизации, закабаление крестьянства под вывеской его освобождения. И вот пришли. Как выяснилось, пришли не туда. И в ближайшие десятилетия и годы инерция понесёт вниз мяч, достигший высшей и - одновременно - совершенно бессмысленной точки своей траектории.
Сейчас в России города набухают за счёт продолжающегося побега из деревни молодых селян, ищущих в городах лёгкой жизни посредством получения образования в городских учебных заведениях, прежде всего - университетах. Города России не обременены содержанием. Не далее как 10 лет назад, в 2010-е годы, города пытались понтоваться, типа Томск - город изысканной древней деревянной архитектуры, центр паломничества туристов, "теперь заживём". Петербург - тоже претендовал на утончённость, город стольких-то мостов. Кстати, образовалось за 20 век в России много новых городов. Даже - миллионников. Новокузнецк, Новосибирск. Но и они не придумали ничего умнее, чем стенами взять в тиски и высосать всю энергию, а потом выбросить на пенсию, а потом и на кладбище "отработанный материал". Ещё города набухали приращением пригородов. Я этот процесс наблюдал на примере Томска. Но это - не расселение города, не децентрализация, а приращение территорий в пьяном угаре избыточных возможностей. Города метнулись вширь, но не вглубь, в высоту, но не в смыслы и продуманную последовательность действий. Идея вечной жизни так и не была провозглашена. Только идея вечной халявы (так наступление коммунизма понималось большинством населения страны). И вот надежды не оправдались.
А дальше угадывается всё то же неистовство, только с обратным вектором: исход из городов на землю. Переосмысление полученного опыта (теми, кто способен мыслить) и переживание уроков истории (теми, кто мыслить не способен). Я предвижу блокпосты, длинные автомобильные очереди и прочие прелести Югославии 1990-х.
04.06.2024 Вадим Тюменцев