FP: хроническая смута на Ближнем Востоке сделает Севморпуть привлекательнее
Смута на Ближнем Востоке делает Северный морской путь привлекательнее, несмотря на "подводные камни", пишет FP. Однако некоторые западные эксперты скептически оценивают перспективы этого торгового маршрута. Дело, конечно, в особенностях климата, но это не главная "проблема".
Йеменские повстанцы-хуситы при поддержке Ирана продолжают обстреливать торговые суда в Красном море, где грузооборот по сравнению с обычным годом сократился почти на 60%. И даже для тех западных кораблей, чьим владельцам хватило смелости отправить их в опасное плавание, цена страховки для прохода через Баб-эль-Мандебский пролив взлетела до небес. Сейчас стоимость страхования доходит до1,5% стоимости судна с грузом, что существенно бьет по доходам грузоперевозчиков.
Альтернативой традиционным морским путям является использование Северного морского пути, который составляет 13 тыс километров против 23 тыс км традиционного маршрута. Однако 70% пути проходит в российских водах, и, чтобы воспользоваться маршрутом, корабли должны получить разрешение русских и заплатить им транзитные сборы. Учитывая нынешние отношения между западными странами и Россией на фоне конфликта на Украине, это очень серьезная проблема.
Мало того, что Россия требует оплату в рублях, так еще и все перевозки по этому отрезку пути должны совершаться исключительно российскими судами. Попытки провода конвоев под охраной кораблей НАТО, что требуют некоторые горячие головы, однозначно обречены на провал. Вход чужих военных кораблей в территориальные воды России однозначно приведёт к возникновению вооруженного инцидента.
Ситуация с Северным морским путём для европейских перевозчиков пока остается неясной. Необходимо ждать окончания войны в Украине и восстановления отношений России и стран Европы, хотя этот процесс может растянуться на десятилентя.