Будущее европейского проекта истребителя 6-го поколения оказалось под угрозой
Среди важнейших проблем в разработке собственного евроистребителя 6-го поколения обозначают конкуренцию со стороны США, отсутствие опыта работ по пятому поколению и невозможность договориться по ТТХ проекта, который должен встать на вооружение уже в 2040 году.
Казалось бы, впереди 15 лет, а это — уйма времени. Но в случае со столь сложной техникой срок очень маленький. И если учесть проблемы проекта, то уложить в него весьма сложно.
Теперь же, как сообщает Berliner Zeitung, к проблемам добавилась ещё одна: «партнёры» не могут договориться даже по долям в проекте. Программа FCAS стартовала в 2017 году, а основными её участниками стали Испания, Германия и Франция. Формально доли у всех равные, но фактическое руководство находится у последней. Это не удивительно, ведь именно она обладает наиболее развитой авиапромышленностью.
Но фактического руководства Франции оказалось мало и теперь она стремится увеличить своё участие до 80%. Что, естественно, вызывает недовольство у партнёров. Париж подобные планы отрицает, а о ситуации пока сообщают лишь СМИ со ссылкой на инсайдеров. Но логика в подобном потенциальном развитии событий есть: согласно Ахенскому договору 2019 года и сопутствующим соглашениям, страна с долей участия более 20% может блокировать экспорт вооружений при угрозе её национальным интересам или безопасности. То есть, Франция не только сама обладает такой возможностью, но и, как главный разработчик, закономерно желает лишить её остальных, взяв на себя полное руководство.
Ещё одной причиной для попыток Парижа получить все бразды правления в свои руки оказалась Германия. Точнее, склонность её нынешнего правительства к закупкам оружия у США. Такая ситуация делает Берлин ненадёжным партнёром для Парижа. Который всё же стремится поддерживать собственный ВПК и надеется в обозримом заменить свои Rafale на свои же FCAS.
Ну как свои. Помимо французского Dassault Aviation, в проекте участвуют немецкая Airbus Defence and Space и испанская Indra. А потому истребитель 6 поколения должен был, в планах, заменить ещё и германо-испанские Eurofighter. И, мечтать так мечтать, американские F-35. Которые теперь и планирует закупить Германия. И, договариваясь о покупке, немцы условились, что компания Rheinmetall будет производить значительную часть компонентов самолёта в Германии. При этом около 37 % акций Rheinmetall контролируется инвесторами из Северной Америки. Таким же путём идёт и Airbus, расширяя сотрудничество с американскими компаниями.
Такое поведение основного партнёра и вызывает закономерные опасения Парижа о судьбе проекта, стоимость которого оценивается минимум в сотню миллиардов евро. И опасениям уже не один год. По сообщениям СМИ, проблемы начались ещё в 2021-м году. Тогда Airbus потребовал от Dassault (который имеет намного меньше связей с американскими корпорациями) предоставления полного доступа к ключевым технологиям французов. Которые, в свою очередь, закономерно отказали, опасаясь их утечки.
Получается ситуация, при которой у французов есть передовые для Европы наработки, позволяющие создать самолёт технологически. Но нет достаточного количества денег. При этом, к проекту, пока в качестве наблюдателя, присоединяется Бельгия, рассматривающая будущий самолёт как альтернативу F-35. Отказались от американского истребителя и испанцы. Зато немцы, вроде как участвующие в разработке, пусть и на вторых ролях, всё больше склоняются к американским конкурентам.
А ведь ещё существует и конкурирующая аналогичная программа — совместная разработка Италии, Британии и Японии под названием GCAP. Которая, по открытым данным, продвинулась более значительно.
Потому будущее FCAS, являющегося политическим проектом, весьма туманно.