Тучные дни позадиОчень много говорится об убытках, которые понес от разрыва с Россией крупный финский бизнес. Но столь же сильно пострадали и многочисленные мелкие предприниматели Восточной Финляндии, жившие за счёт туристов из России.
Вот один из многочисленных примеров. Портал Yrittajat. fi публикует беседу с Янне Хянниненом, предпринимателем из Пункахарью, района в области Южное Саво. С 2008 года он руководит фирмой, специализирующейся на приёме туристов. За последние годы генконсульство Финляндии в Санкт-Петербурге, закрывшееся в 2023 году, выдало российским туристам миллион виз — но теперь эта страница окончательно перевернута.
Издание отмечает, что российские туристы тратили много денег на сопутствующие услуги, в отличие от финнов и западноевропейцев, предпочитающих экономить. Хяннинен с тоской вспоминает о тех замечательных временах: «Если вложишь один евро в русских туристов, получишь обратно десять».
Янне Хяннинен констатирует, что заменить приезжих туристов внутренними практически невозможно. «Многие финны, особенно семьи с детьми, сейчас живут от зарплаты до зарплаты. Раньше мы не допускали бронь меньше, чем на два выходных дня, потому что спрос был очень большой. Сейчас ситуация изменилась», — грустит бизнесмен.
Он сомневается в успешном будущем своей компании, поскольку вдобавок к беде лишения клиентуры правительство собирается повысить ставку НДС.
«Я опасаюсь, что уровень жизни финнов снизится ещё ощутимее. У нас прекрасная природа, но для её использования необходимо долгосрочное сотрудничество многих сторон, к тому же природные объекты важно делать привлекательными. Ресурсы малого бизнеса очень ограничены», — сетует Хяннинен.
Издание Yle подчёркивает, что некоторые финские компании, работавшие в юго-восточном регионе страны, существовали за счет российских туристов почти полностью.
«Судно Carelia стоит пустым в порту Лаппеенранты… компания Saimaa Travel объявила о банкротстве… Почти двадцать лет круизов в Выборг остались позади, компания больше не совершает рейсы в Россию», — грустно пишет Yle.
Пришлось закрыться — как утверждается, «временно» — магазинам и кафе сети Disas Fish, расположенным у границы. В тяжелом положении оказались и другие предприятия, которые были ориентированы на клиентов, прибывающих из России.
К тому же в конце зимы 2022 года ЕС приостановил подготовку программ приграничного сотрудничества на период 2021–2027 годов. Для Финляндии это означало отмену трёх программ у восточной границы и потерю связанных с ними инвестиций.
При этом финское правительство сейчас «режет» планы финансовой поддержки восточных регионов. В инвестиционной программе объемом 4 млрд евро на развитие участка железной дороги между Луумяки и Иматрой изначально было выделено 215 млн евро. Его значимость для организации грузовых перевозок значительно возросла после прекращения судоходства по Сайменскому каналу.
Однако министр транспорта и связи Лулу Ранне проект закрыла. В июне 2023-го она заявила в интервью Yle, что «от Восточной железной дороги нет никакого толка».
regnum.ru/article/3896121