После публикации экологической организации с комментариями по перевозке отработанного урана выступил Росатом. В корпорации сообщили, что контракт с компанией Orano предполагает поставку регенерированного урана для внутренних нужд российской атомной энергетики, заявляя, что использование регенерированного урана позволит сэкономить столько природного, сколько бы пришлось добывать на руднике в течение нескольких лет и обеспечить стратегический запас природного урана для будущих поколений.
«Беспокоиться не о чем»Одним из специалистов, с которыми мы пообщались на тему перевозки в Томскую область отработанного урана, стал Александр Адам — заведующий кафедрой экологии, природопользования и экологической инженерии Биологического института ТГУ. Александр Адам с 1986 года возглавлял комитет охраны окружающей среды Томска, в 1993—1998 годах был замглавы администрации Томской области, в 2000 году основал и возглавил Облкомприроду, а в 2003 году был назначен руководителем областного департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды, покинув пост в 2014 году, после чего занялся только преподавательской деятельностью.
По мнению Александра Адама, перевозка в регион регенерированного урана не несет никакой опасности.
«Российская технология переработки гораздо лучше, чем европейская, в том числе французская, потому что гексафторид урана завозится к нам на СХК еще с 90-х годов, даже раньше, это древняя тема. И по сути дела это не отходы, просто они урановую руду перерабатывают не полностью, а, грубо говоря, не полностью высасывая из нее радиоактивные элементы — у них нет таких технологий, как в России, нет мощных магнитов, центрифуг. То есть простым примером — мы варили суп на косточках, суп съели, а косточки остались, но у нас есть собачка, которой можно дать косточку, она ее съест. То же самое и в атомной энергетике — остается гексафторид урана, из которого еще можно вытащить полезные элементы, поэтому он транспортируется по договору в Россию на Сибирский химический комбинат, там дополнительно это все высосут, и остается небольшое количество жидких и твердых радиоактивных отходов», — говорит Адам.
«В атомной энергетике самое страшное — это случайная взрывоопасность, как было 6 апреля 1993 года, но там была химическая реакция, в результате которой улетело полкилограмма оружейного плутония, который будет разлагаться 240 тысяч лет. В данном же случае взрывоопасности никакой нет. Дело в том, что перевозят отходы к нам с 90-х годов, грубо говоря, 30 лет прошло, и никакого инцидента, даже минимального, с этим продуктом не было. Прекращали ранее только из-за политики и экономики, из-за договорных отношений, договор ведь прежде всего — это деньги, а потом уже ответственность. Но экологических причин, о которых заявляет Greenpeace, не было», — добавил он.
По мнению Александра Адама, также нет никаких опасений, что привезенный отработанный уран будет просто складироваться. Кроме того, он усомнился, что до этого отходы, привезенные на СХК, просто складировались и не использовались.
«Он не лежит, он перерабатывается, таких опасений, конечно, нет. Плюс коррозии у бочек, в которых транспортируется уран, никакой быть не может, это вообще бред, там несколько степеней защиты, при транспортировке там специальные вагоны тоже с защитой, никаких опасений нет. Также все эти заявления про нечистый процесс хранения в Северске — ерунда», — заявил Адам.
Он отметил, что в начале своего профессионального пути тоже сомневался на счет безопасности таких соединений, однако затем, углубившись в тему, понял, что страх был из-за отсутствия информации.
«Будучи еще замгубернатора в 90-е годы, я специально занимался этим вопросом, считая, что это отходы, и они очень опасны, плюс меня беспокоила транспортировка. Меня это беспокоило потому, что я был неспециалистом в этой сфере, и мне нужно было разобраться в специфике радиоактивного производства. Я беспокоился как обыватель, но потом я разобрался. Также и люди переживают как обыватели, просто потому, что у них нет достаточных знаний в этой теме», — считает эколог.
«На полном серьезе — перевозка урана безопасна для Томска, Северска, региона, беспокоиться точно не о чем. Я не вижу никакой опасности абсолютно, бояться нечего, а Greenpeace... на то и щука в озере, чтобы карась не дремал. Вот они шум и поднимают», — резюмировал Александр Адам.
news.vtomske.ru/news/187750-eto-ne-samoe-strashnoe-ekologi-vyskazalis-o-vvoze-v-seversk-uranovyh-othodov-iz-francii