Что повлечёт за собой визит генсека НАТО на Украину?
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг после внезапного визита в Киев и встречи с украинским президентом Владимиром Зеленским заявил, что все члены Альянса согласны с тем, что Украина должна пополнить их ряды.
Однако прямо сейчас вступить в НАТО Украине практически невозможно, о чём прямо заявляют в таких странах-союзниках, как Чехия и Германия. Что же скрывается за словами Столтенберга и зачем тогда он посещал украинскую столицу?
Накануне приезда в Киев Столтенберг в Брюсселе встретился с президентом Чехии Петром Павлом, который после разговора с генсеком заявил, что в НАТО смогут подумать о приеме Украины в Альянс только после окончания боевых действий на её территории.
Министр обороны ФРГ Борис Писториус также высказался о том, что Киев на членство в Альянсе может рассчитывать только после завершения конфликта, а сейчас однозначно не время для таких решений.
Однако даже после этого, подчеркнул Писториус, такой шаг «надо хорошо продумать» и принять решение «с холодной головой».
Выходит, что Столтенберг как минимум лукавил, говоря об общем согласии стран НАТО о будущем вступлении Украины в Альянс. Кстати, на это его заявление премьер Венгрии Орбан отреагировал в Твиттере только одним словом: «Что?!»
Зеленский же, продолжая традицию своих предшественников, не только не скрывает своего острого желания привести страну в НАТО, но и позволяет себе дерзить западным покровителям. После переговоров со Столтенбергом он заявил, что на Украине не поймут лидеров Альянса, если на саммите НАТО в Вильнюсе, намеченном на 11–12 июля, не прозвучит «заслуженное политическое приглашение Украины».
По мнению Зеленского, барьеров для вступления страны в НАТО сейчас нет.
Известный своим дипломатическим хамством министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба также заявил, что Киев не устроит никакое другое решение Альянса.
Старший преподаватель МГИМО МИД России Алексей Зудин в беседе с «МК» отметил, что пока нет никаких оснований видеть серьёзные намерения в словах генсека НАТО о членстве Украины в Альянсе.
«Перспектива вступления в НАТО точно такая же, как и перспектива вступления в ЕС. Это две морковки, которые Запад вывесил перед украинскими элитами. Поскольку реализация и первого, и второго проекта невозможны по совокупности причин, то эти морковки необходимо периодически освежать, что и делается на самых разных уровнях. Для Запада и украинского руководства важно, что происходит актуализация вопросов и НАТО, и ЕС», — считает Зудин.
По его словам, для внепланового визита генсека НАТО должны были быть конкретные и весомые причины, реальные цели киевского визита Столтенберга могут быть самые разные.
«Возможно, визит связан со сбоем в поставках вооружения Киеву, который наблюдается в последнее время. Возможно, он вызван разногласиями среди союзников Киева о том, кто, как и в какой форме будет оплачивать эти поставки. Возможно, это связано с широко разрекламированным, но так и не начавшимся контрнаступлением ВСУ», — перечислил варианты эксперт.
«Столтенберг прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что в нынешней ситуации присоединение Украины к Североатлантическому Альянсу является не реалистичной перспективой, а консенсус в стратегии Альянса по Украине отсутствует. Вместе с тем, что-то другое он сказать не может», — считает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Денис Денисов.
Политолог напомнил, что есть целый ряд ограничений для вступления страны в НАТО.
«Если формально подойти к тем требованиям, которые существуют, то по целому ряду пунктов есть очень серьёзные вопросы».
Денисов подчеркнул, что, с другой стороны, невозможно представить, чтобы генсек НАТО приехал в Киев и сказал, что у Украины нет никаких перспектив вступления в Альянс, а Запад поддерживает киевский режим в противостоянии с Россией только потому, что это в его интересах. «Тогда можно было бы совершенно по-другому взглянуть на конфликт тех политиков, которые в Европе и НАТО не удовлетворены ситуацией, происходящей на Украине», — сказал эксперт.
Причины же визита Столтенберга на Украину, по мнению Денисова, носят символический характер.
«Я рассматриваю это всё в рамках консолидированной поддержки членов НАТО, в первую очередь, для того, чтобы у Украины создавалось ощущение, что эта часть мира продолжает её поддерживать», — заключил он.