1. Мощность взрывов на территории арктических регионов сопоставима со взрывами тактических ядерных зарядов
После взрыва в земле образуются огромные кратеры, диаметр которых может доходить до нескольких десятков метров с аналогичной глубины. Сила выброса выносит на поверхность тонны грунта, которые ложатся вокруг воронки в так называемый бруствер.
Ученый-океанолог, доктор географических наук Игорь Семилетов сравнивает такие взрывы с резким выходом пробки из бутылки шампанского, а их мощность — с разрывом тактических ядерных зарядов. Если при взрыве воспламеняется выходящий из земной толщи газ, то мощность взрыва вновь увеличивается.
Чаще всего это явление наблюдается на Ямале, поэтому образующиеся после подземных взрывов воронки даже получили название «ямальские кратеры». Однако подобные кратеры находили и в северной части Сибири — на Гыданском полуострове, территория которого поделена между Красноярским краем и Ямало-Ненецким автономным округом.
Ученые связывают взрывы в Арктике с глобальным потеплением
Мощные взрывы происходят не только под землей, но и под водой на арктическом шельфе
Взрывы газа представляют серьезную опасность для Арктики
Кроме огромного количества парниковых газов, которые ускоряют потепление в регионе, взрывы опасны ущербом, который они могут нанести расположенной в Арктике инфраструктуре. Достоверно известно, что некоторые из образовавшихся вспучиваний расположены прямо под трубопроводами и взрыв таких «пузырей» легко разрушит их. Опасны взрывы и для населения Ямала и Сибири — кочевники могут оказаться близ места взрыва при выпасе оленей, и угрозу для них представляют даже уже взорвавшиеся места газовых вспучиваний — в 2017 году один из ямальских кратеров взорвался повторно.
В свою очередь, подводные взрывы опасны для судоходства, в частности для судов, идущих по Северному морскому пути. Однако, в отличие от кратеров на суше, морские опасны не образующейся взрывной волной — угроза исходит от самого газа, попадающего в воду. При смешивании огромных объемов газа с водой плотность последней снижается, и построенные из расчета на обычную плотность воды суда потеряют плавучесть и попросту затонут в местах образования кратеров. Руслан Дягилев подчеркивает, что чем больше товаров будет везти судно, тем опаснее для него будет преодоление подобного участка.
«Инструментов для исследования этого [явления] в нашей Арктике очень мало, так что мы даже не представляем себе масштабы [проблемы]», — подытожил Дягилев.
m.lenta.ru/brief/2024/01/20/arcticboom/amp/