О реакции Запада на заявления Путина
Реакция в мире на вчерашнее заявление Путина показывает, что, как минимум, одной цели оно достигло – угроза эскалации войны в Украине через вовлечение в нее западных стран стала топовой в международном масштабе.
Удару «Орешником» по Днепру и угрозам Путина бить и по странам НАТО посвящены первые полосы многих западных газет и эфиры телеканалов.
Bild: Шольц говорит о «страшной эскалации». Туск не исключает угрозы глобального конфликта.
NYT: ООН обращается к обоим сторонам войны с призывом предпринять срочные меры к деэскалации.
Синьхуа: В этом же духе выдержано и заявление Китая.
Military Magazine пишет, что у России есть две стратегии реакции на удары дальнобоем.
Первая - быстрый и максимально жесткий ответ, включая использование ядерного оружия по Украине или даже по странам НАТО. Ее продвигает российская «партия войны».
Вторая - ядерное оружие не использовать, но угрожать его применением (в том числе и по странам НАТО), укрепляя «переговорную позицию» накануне начала возможного диалога с Трампом. Параллельно, с той же целью, активизировать удары по Украине обычным (не ядерным) оружием. Задача максимум - остановить дальнейшие удары дальнобойным оружием по РФ и пересечение прочих «красных линий» Кремля. Задача минимум - сделать в западных обществах топ-темой обсуждения угрозу начала глобальной ядерной войны, чтоб усилить позиции тех сил, которые выступают за договоренности с Москвой для скорейшего завершения войны (исходя из базового предположения, что никто из-за Украины на Западе подводить дело к ядерной войне не хочет и не будет).
Вчерашнее выступление Путина было выдержано в духе второй стратегии, пишет The Times. И сейчас можно констатировать, что задачу минимум оно выполнило – угрозу эскалации и глобального конфликта сейчас обсуждают все. И это само по себе создает давление на власти западных стран для ускорения начала переговорного процесса по Украине. И повышает вероятность, что, после прихода к власти Трампа, процесс все ж таки начнется.
Однако гарантий этого пока нет.
Например, неизвестна какая реакция будет Москвы, если удары западными дальбойными ракетами по российской территории продолжатся и далее (их нет со среды, но это не означает, что их не будет и далее). Перейдет ли Путин в таком случае к первой стратегии? Либо выдержит паузу до инаугурации Трампа, воздерживаясь от особо резких шагов?
Перейдут ли Украина и Запад новые красные линии Кремля, что повысит вероятность этих резких шагов?
Пока на эти вопросы точного ответа нет. Но, как мы уже писали, «партии войны» сильны и в Украине, и на Западе, и в России. И они заинтересованы в том, чтоб, к моменту инаугурации Трампа, вывести войну на такой уровень эскалации, который максимально затруднит любые попытки ее завершить.
Хотя, нынешняя реакция в мире и на Западе на последние заявления и события, показывает, что далеко не у всех есть желание доводить дело до такого уровня эскалации.