«В конце концов, мы не обязательно хотим, чтобы правительства финансировали журналистские расследования. […] Нам необходимо сократить объём государственных средств в нашем портфеле. И мы предприняли согласованные усилия, чтобы попытаться сделать это», - Сказал Салливан.
«Мы сделали выбор: брать государственные деньги или не существовать», — добавил он в своих письменных ответах на это расследование.
«Мы с самого начала понимали, что государственные деньги вызывают споры, но частные институциональные доноры не работали в Центральной Азии, на Балканах и в Тихоокеанском регионе». Салливан заявил, что без финансовой поддержки США OCCRP не смог бы финансировать ни свои многочисленные расследования, ни свои партнёрские организации, которые «зачастую являются единственными оставшимися независимыми СМИ во многих странах». Он также отметил, что другие журналистские организации получают финансирование из Вашингтона.
Но OCCRP, похоже, не устраивает масштаб американского финансирования, объёмы которого не публикуются на сайте НПО. По словам Салливана, OCCRP пытается «найти баланс между прозрачностью и потребностями безопасности» «журналистов, работающих при автократических режимах».
Все получатели финансирования USAID обязаны публично признать эту поддержку и сделать это в установленном порядке. Но USAID подтвердил в ходе расследования, что OCCRP получил «частичный отказ от бренда», то есть от него не требуется следовать обычно требуемому процессу признания, и он может ссылаться на поддержку USAID в более осторожной форме.
По крайней мере, с 2010 года и в течение следующих восьми лет в нижней части главной страницы сайта OCCRP размещалась фраза «OCCRP стала возможной благодаря», за которой следовал логотип USAID и другие крупные доноры НПО. В 2018 году это примечание было удалено, как и логотипы в 2019 году, после чего USAID было указано в качестве донора вместе с другими на странице , где было указано 23 донора.
Правление неправительственной организации OCCRP заявило, что удаление USAID с её домашней страницы произошло потому, что оно было «навязчивым и зачастую вводящим в заблуждение, поскольку работа OCCRP поддерживается множеством различных грантов». Однако правительство США обеспечило 64% бюджета OCCRP на 2019 год.
ПРАВО НА ВЕТО НА «КЛЮЧЕВОЙ ПЕРСОНАЛ»
Проблема в том, что финансирование не является полностью безусловным. "Есть условия", - сказал Майк Хеннинг из USAID. Его коллега по USAID Шеннон Магуайр заявила, что соглашение между агентством и НПО является "соглашением о сотрудничестве", которое содержит "положение о существенном участии", дающее USAID право голоса в "годовом плане работы" OCCRP, и право вето на назначения "ключевого персонала" для каждого нового контракта о финансировании.
"Если OCCRP необходимо сменить ключевого сотрудника, например руководителя, которым является Дрю Салливан, он должен подать заявку вместе с резюме, и мы рассмотрим её", - пояснила она. Хеннинг пояснил, что право вето распространяется на "высокопоставленных лиц", таких как «кто является главным редактором» или «кто является генеральным директором, и т. д.".
Салливан подтвердил это в своем интервью NDR: "в соответствии с соглашениями о сотрудничестве, которые мы не хотели бы принимать, они имеют право голоса в отношении того, кем являются люди. [ ... ] Они могут наложить вето на кого-то. Если они это сделают, то мы можем сказать, что не берём деньги. Они никогда и ни на кого не накладывали вето. И у нас никогда не было с этим проблем". Но это поднимает вопрос о том, действительно ли OCCRP может сказать "нет " такому значительному вкладу в свой бюджет.
OCCRP НЕ УПОЛНОМОЧЕН ПРОВОДИТЬ РАССЛЕДОВАНИЯ В США ЗА СЧЁТ СРЕДСТВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ВАШИНГТОНОМ
В своих письменных ответах правление OCCRP вместе с Салливаном подтвердили, что USAID имеет право вето во время контракта, но они считают, что изначально это не так. Они заявили, что при рассмотрении заявок на финансирование оценка "ключевого персонала" является частью итоговой оценки, присуждаемой правительством США, которое решает, будут ли выплачены средства или нет.
В ходе расследования также выяснилось, что OCCRP запрещено расследовать американские дела на деньги, предоставленные Вашингтоном.
«Наша политика состоит в том, чтобы не публиковать репортажи о стране на собственные деньги», — сказал Салливан NDR. «[…] Я думаю, что американское правительство не позволяет нам этого делать. Но даже в других странах, где нет этих положений, мы не делаем этого, потому что это ставит нас в ситуацию конфликта интересов, и» мы как бы хотим держаться подальше от таких ситуаций».
В конце 2000-х годов две американские компании, технологический конгломерат Microsoft и инженерно-строительный гигант Bechtel, были фигурантами предполагаемых коррупционных скандалов в нескольких балканских странах. Однако эти случаи не были включены в репортажи OCCRP…
Однако был поднят вопрос об освещении этих историй. 31 июля 2009 года Дрю Салливан отправил электронное письмо журналистам OCCRP, в котором сообщил, что его предупредили о статье об «автомагистралях и американской фирме Bechtel» в Албании. «Кто-нибудь знает албанских журналистов (или кого-нибудь ещё, если уж на то пошло), которые могли бы много знать об этой теме?», спросил он. Румынский журналист ответил, что в его стране также произошёл «огромный скандал, связанный с шоссе Бектель, если вам нужно знать больше, дайте мне знать». Македонский журналист рассказал Салливану некоторые подробности и порекомендовал журналиста в Албании.
Расследование не обнаружило никаких последствий переписки по электронной почте, но установило, что OCCRP не скрывал предполагаемое коррупционное дело. Салливан сказал, что не помнит об этом деле, но настаивал, что рассказал бы о нём, если бы считал это важным.
В электронном письме, отправленном журналистам OCCRP в 2023 году, Салливан признал, что «во многом правда» то, что его НПО «не писала о США […] в первые годы, потому что весь её бюджет финансировался Вашингтоном и США» и фондом «Открытое общество», основанным миллиардером и филантропом Джорджем Соросом.
«Мы не могли использовать деньги правительства США или Сороса для освещения событий в Соединенных Штатах», — написал Салливан.
С тех пор OCCRP привлёк более широкие источники финансирования, и Салливан и совет директоров сообщили в ходе расследования, что ограничение на отказ от использования американских средств для расследования дел в США не является проблемой, поскольку неправительственная организация может использовать для своих целей и другие финансовые средства из неамериканских источников.
Они также уточнили, что в OCCRP работает журналист, ответственный за подготовку сюжетов, касающихся США, и что неправительственная организация регулярно публикует репортажи о проблемах, затрагивающих страну, например, о бизнесменах, которые помогали адвокату Дональда Трампа в операции, направленной на причинение вреда Джо Байдену, о том, как Пентагон потратил колоссальные суммы на доставку оружия повстанческим группировкам в Сирии или даже на контракт между американским правительством и авиакомпанией, владельцы которой связаны с организованной преступностью в России. Однако эти статьи представляют собой лишь небольшую часть общего объёма публикаций OCCRP.
OCCRP также обязан соблюдать Закон США о иностранной помощи, который касается помощи, распределяемой за рубежом, и гласит, что финансирование должно «согласовываться с внешней политикой и экономическими интересами Соединённых Штатов и способствовать их прогрессу».
Но для Салливана это не оказывает негативного влияния на независимость OCCRP: «Присутствие качественных журналистов-расследователей по всему миру продвигает американскую внешнюю политику. Именно поэтому они предоставили этот грант. […] Никогда не было никаких попыток повлиять на то, что мы делаем».
В 2015 ГОДУ ЛОУЭЛЛ БЕРГМАН ПОКИДАЕТ СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ
Расследование показало, что OCCRP не информировал систематически ни своих членов, ни своих медиа-партнёров ни об объёме финансирования со стороны правительства США, ни об условиях этого финансирования (см. вставку ниже «СМИ, сотрудничающие с OCCRP, не были проинформированы»). Таким образом, НПО не раскрыла ”New York Times” характер своего финансирования, сообщил нам представитель американской газеты.
“Le Monde”, публикующая расследования OCCRP во Франции, отказалась сообщить нам, была ли она проинформирована об объеме американского финансирования НПО. “Le Monde” всегда работала с OCCRP совершенно независимо. Ничто в этом опыте работы, а также в объяснениях OCCRP порядка его работы не побуждает нас ставить под сомнение наши доверительные отношения”, — заявил представитель французской газеты.
Американский журналист Скотт Саймон вспоминает, что, когда он входил в совет директоров OCCRP, ему сказали, что НПО получала средства от правительства, но «они поступали без каких-либо условий и что их база финансирования была широкой и уж точно не мотивированной любым правительством или политикой».
Американский журналист-расследователь Лоуэлл Бергманн (его сыграл Аль Пачино в фильме Майкла Манна «Инсайдер» 1999 года) заявил, что ушёл из совета директоров OCCRP в 2015 году, отчасти из-за опасений по поводу финансирования. «Я был перегружен своими обязательствами в других местах», — объяснил он. «Именно в это же время я узнал об участии правительства США. Поскольку это явно был сложный вопрос, я выразил свою обеспокоенность Дрю Салливану и другим людям и с уважением покинул совет директоров».
«СМИ, РАБОТАЮЩИЕ С OCCRP, НЕ БЫЛИ ПРОИНФОРМИРОВАНЫ»
Мы спросили 22 средства массовой информации, являющихся членами или партнёрами OCCRP, были ли они проинформированы организацией о масштабах ее связей с правительством США. Некоторые СМИ заявили, что не знают об этом, но не хотели, чтобы их цитировали, в то время как другие, такие как “New York Times”, открыто подтвердили, что не знают.
Узнав, что мы опросили ряд членов и партнёров OCCRP по СМИ, редактор OCCRP Дрю Салливан отправил им электронное письмо, в котором написал: "поскольку маловероятно, что вы знакомы с этими вопросами, мы предоставили наши ответы на те же вопросы, что и вы.Вопросы на случай, если это будет Вам полезно". Это свидетельствует о том, что он не сообщил им об этом ранее.
Несколько крупных СМИ-партнёров OCCRP, в том числе “The Washington Post” , “The Guardian” и “Der Spiegel”, отказались от комментариев или не ответили на наши вопросы.
Большинство членов OCCRP, которые ответили нам, просто указали, что им известно, что организация получает финансирование от правительства США, и этот факт хорошо известен.
Несколько членов организации признались нам, что никогда не замечали какого-либо "влияния", оказываемого американским финансированием "на журналистскую работу OCCRP".
Директор южноамериканской неправительственной организации "CLIP" прокомментировал: "Мы сотрудничали с ними по вопросам, которые особенно важны для политики США в отношении наркотиков (сериал "захватывающая война") или миграции ("мигранты из другого мира"), и они никогда не высказывали никаких проблем по этому поводу".
Мы представили свои выводы Стивену Энгельбергу, ещё одной ведущей фигуре в области журналистских расследований и главному редактору “ProPublica”, онлайн-некоммерческой организации, получившей Пулитцеровскую премию, во многом сопоставимой с OCCRP.
По его словам, условия, которые американское правительство выдвинуло OCCRP, были бы неприемлемы. Он подчеркнул, что “ProPublica” «не позволяет людям налагать ограничения на наши репортажи», настаивая на том, что она никогда не согласится с тем, что правительство может иметь право вето на членов своего руководства, и что оно откажется от любого государственного финансирования. «Если правительство выплачивает половину вашей заработной платы, вы запомните это», — сказал он. «Я бы предпочел не думать об этом».
РОССИЯ, МАЛЬТА, КИПР И ВЕНЕСУЭЛА СТАЛИ ОБЪЕКТОМ НАПАДЕНИЯ США
OCCRP неоднократно заявлял, что финансирование со стороны правительства США не представляет проблемы, поскольку на его отчёты не оказывается никакого влияния.
«Все гранты OCCRP признают, что доноры не имеют права вмешиваться в редакционную политику», — настаивало правление OCCRP в своем письменном ответе. Но при этом совет директоров отказался предоставить нам копии этих грантовых соглашений.
Шеннон Магуайр из USAID также настаивала на том, что организация не вмешивалась в редакционные решения OCCRP. "Они на 100% независимы", - сказала она. "Мы не занимаемся темами, над которыми они работают".
Дрю Салливан, со своей стороны, сказал, что правительство США "продемонстрировало профессионализм и [что оно] не стремится влиять на СМИ, в отличие от таких плохих игроков, как Россия".
Но его НПО приняла несколько пожертвований от американского правительства, которые она обязана направить на расследования в определенных странах, которые Вашингтон считает приоритетными.
В период с 2015 по 2019 год Госдепартамент пожертвовал OCCRP 2,2 миллиона долларов на миссию под названием «Балансировка российской медиасферы».
В период с 2019 по 2023 год Госдепартамент выделил OCCRP гранты на сумму 1,7 миллиона долларов на «Укрепление журналистских расследований в Евразии» — географическом регионе, включающем Россию, Китай и центральную Азию.
Примеры условного финансирования OCCRP со стороны Государственного департамента США и его Бюро по международной борьбе с наркотиками и правоохранительной деятельности (INL). Иллюстрация Себастьяна Кальве – “Mediapart”
В 2021 и 2022 годах OCCRP провёл международное расследование под названием “Russian Asset Tracker”, в результате которого была создана крупнейшая в мире неправительственная база данных активов, принадлежащих олигархам и высокопоставленным российским политикам по всему миру.
Госдепартамент также выделил OCCRP 173 324 доллара на миссию по «раскрытию и борьбе с венесуэльской коррупцией»: авторитарный президент Венесуэлы Николас Мадуро является главным врагом Соединённых Штатов.
НПО Салливана также получила целевое финансирование от Бюро по международным делам по борьбе с наркотиками и правоохранительной деятельности Государственного департамента (INL) (которое тайно предоставило НПО первое финансирование из США в 2008 году). В 2013 году INL пожертвовала OCCRP 200 156 долларов в рамках операции под названием «Проект Мексика», направленной на борьбу со страной, охваченной наркокартелями.
В 2022 году INL пожертвовала OCCRP 1 миллион долларов на двухлетний проект, направленный на «укрепление возможностей журналистов на Мальте и Кипре», чтобы «разоблачать преступность и коррупцию и «ускорять влияние журналистских расследований» в двух островных налоговых убежищах, которые особенно привлекали российских олигархов. Программа была продлена в сентябре 2023 года, при этом OCCRP был предоставлен дополнительный грант в размере 1,3 миллиона долларов.
В тот же период OCCRP участвовал в обширном международном медиа-расследовании под названием «Кипрская конфиденциальность», посвящённом финансовым услугам страны и возможностям уклонения от санкций, координируемым Международным консорциумом журналистов-расследователей (ICIJ), базирующимся в Вашингтоне.
14 ноября 2023 года, сразу после публикации выводов, президент Кипра объявил о начале официального расследования предполагаемых нарушений международных санкций против России, как показано в докладе. Три недели спустя группа из более чем 20 агентов ФБР и Сети по борьбе с финансовыми преступлениями США (FinCEN) приземлилась в Никосии, чтобы помочь киприотам в расследованиях.
Дрю Салливан утверждает, что эти пожертвования «не влияют на нашу программу», поскольку OCCRP запрашивает финансирование только для проектов, связанных со странами, которые он уже желает изучить, и при условии, что ему не будет навязана какая-либо конкретная